вторник, 6 декабря 2011 г.

Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики

Законодательная практика государств с рыночной экономикой показывает,
что основная цель регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции
в условиях свободного предпринимательства состоит в обеспечении
максимально эффективного использования рыночных механизмов для поддержания
нормального конкурентного климата. Характеризуя современное состояние
зарубежного антимонопольного законодательства, обычно говорят о двух
типах законодательства — американском и западноевропейском. Критерием
отличия выступает отношение законов к самому факту существования монополистических
отношений. Американский тип законодательства начиная с Закона
Шермана' отвергает любую форму монополистического сговора или союза.
Западноевропейский тип более либерален: в нем запрещаются не все монополии,
а только те, которые существенно ограничивают возможности конкуренции
в той или иной области рынка.
Различают также антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства.
Антитрестовские законы предусматривают противодействие
союзам, объединениям, концернам, в рамках которых входящие в них фирмы
полностью теряют самостоятельность. Такие союзы устраняют конкуренцию и
потому не могут быть приемлемы для рыночной экономики. Антикартельные
законы направлены против разного рода сговоров фирм картельного типа (раздел
рынков сбыта по потребителям или районам, установление согласованных
цен и т. д.). Во многих странах применяются также специальные законы, противодействующие
недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в
торговле и производстве.
К монополистической деятельности компаний относятся:
— навязывание партнерам дискриминационных условий;
— изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение
их производства для создания искусственного дефицита;
— предварительный сговор об искусственном повышении, понижении или
поддерживании цен;
— навязывание покупателю принудительного ассортимента в качестве условия
реализации товара;
— предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;
— совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух и более
фирмах, производящих или продающих аналогичные товары.
За рубежом выработаны эффективные формы противодействия монополистической
практике фирм. Однако важное значение имеет также противодействие
ведомств монополистической практике самого государства в лице центра.
Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на
ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм,
их реорганизации, разделении вплоть до ликвидации. В каждой стране определяются
свои параметры монополизации. Во многих странах под монополией по-
нимается фирма, имеющая от 40 до 70% доли рынка. В США, например, после
прецедента, созданного в 1945 г. разбирательством дела алюминиевой корпорации
АЛКОА, монополизацией рынка какого-либо товара считается рыночная доля,
превышающая 60%. Корпорация с такой долей может быть ликвидирована
по решению суда. В начале века по этой причине были распущены нефтяная компания
«Стандарт Ойл», пороховая — «Дюпон». Одно из шумных дел о монополизации
— разукрупнение в 1982-1983 гг. крупнейшей по стоимости активов компании
западного мира — «Америкэн телеграф энд телефоун» (АТТ). Рыночная
доля, равная 90-100%, считается в США полной (чистой) монополией. Компания
с такой долей подлежит безусловной ликвидации.
За нарушение антимонопольного законодательства в США предусмотрены
уголовная и гражданская ответственность: штраф до 10 млн долл. с корпорации,
до 350 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до трех
лет. Размеры штрафов и продолжительность тюремного заключения на протяжении
действия антитрестовских законов несколько раз пересматривались в
сторону повышения. Уголовные санкции в последние годы используются все
шире в связи с участившимися случаями особого вида ценового сговора — фиксирования
ставок в торгах на получение государственных контрактов.
В рамках Европейского сообщества (ЕС) конкурентная политика имеет еще
одну функцию, тесно связанную с интеграцией 15 национальных экономик в
единый рынок, на котором могут свободно перемещаться товары, люди, услуги
и капитал. Конкурентная политика ЕС также нацелена на предотвращение
того, чтобы государственные ограничения и барьеры, будучи ликвидированы,
не были заменены на подобные же, только со стороны частного сектора.
Инструменты для проведения в жизнь конкурентной политики ЕС определены
в соответствующих статьях Римского договора и Закона Совета ЕС по
контролю над концентрацией предпринимательской деятельности. Эти документы
регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств-
членов ЕС, которая может вызвать отклонение в условиях конкуренции. Запрещаются
любые тайные соглашения между предприятиями любой формы
собственности, которые могут ограничить конкуренцию, влияя на торговлю
между государствами-членами ЕС. Соглашения, ограничивающие конкуренцию,
могут быть разрешены, только если они приносят прямые выгоды потребителям.
Предприятиям, занимающим доминирующее положение, запрещено
этим злоупотреблять, несправедливо, в ущерб потребителям, ограничивая или
поддерживая уровень конкуренции, существующий на рынке. Закон нацелен
на предотвращение ситуации, когда предприятие занимает доминирующее положение
на рынке через получение контроля над другим предприятием. Кроме
того, определенные нормативы ЕС адресованы своим государствам-членам.
Эти нормативы корректируют отношения между государствами-членами сообщества
и государственными предприятиями, регулируют предоставление помощи
предприятиям.
В качестве еще одного примера современной антимонопольной политики
рассмотрим антимонопольное законодательство Японии. В 1947 г. в Японии
были приняты законы, заложившие основы государственной политики борьбы
с монополией и стимулирования конкуренции. Антимонопольное законодательство
разрабатывалось с участием американских экспертов и вобрало в себя
многие прогрессивные стороны опыта США, а по ряду направлений ушло дальше
американского антитрестовского законодательства.
Многие положения и основы японского антимонопольного закона носят
универсальный характер и применимы в любой монополизированной экономике.
Антимонопольная политика, согласно японскому закону, призвана решать
несколько взаимосвязанных задач: предотвращать монополию одного производителя
или их узкого круга, не допускать несправедливых ограничений дело-
вых операций, несправедливой деловой практики. Под монопольной ситуацией
понимается положение, когда:
— на рынке определенного вида продуктов или услуг (при общем объеме
производства 50 млрд иен и более) доля одного производителя составляет
50% и более или двух производителей — 75% и более;
— проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория
антимонопольного законодательства) затруднено;
— резкое повышение цен на продукцию определенного производителя
(производителей) не адекватно сдвигам в условиях спроса и предложения
или снижение цен чрезмерно мало по сравнению с происходящими
сдвигами (например, техническим прогрессом и снижением стоимости);
— норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или сбытовые
и общие управленческие издержки значительно превышают сложившийся
в отрасли средний уровень.
Чтобы квалифицировать ситуацию как монопольную, достаточно иметь не
все, а только некоторые из этих условий. Среди важных задач антимонопольной
политики в Японии неизменно фигурируют защита интересов потребителя
и защита «слабых» (прежде всего мелких) фирм от произвола «сильных»
(прежде всего крупных).
Для предотвращения монопольной ситуации, несправедливых ограничений
и несправедливой деловой практики законодательство предусматривает
довольно широкий круг конкретных мер. Например, запрещены холдинг-компании,
т. е. компании, основную деятельность которых составляют операции с
акциями других фирм в целях осуществления контроля над фирмами. Нефинансовым
компаниям с капиталом 10 млрд иен и более и (или) чистыми активами
30 млрд иен и более запрещается иметь акции других фирм на сумму, превышающую
их собственный капитал или чистые активы. Финансовые институты
(банки, страховые компании, компании по операциям с ценными бумагами
и т. д.) не должны владеть более чем 5% пакета акций национальных акционерных
компаний. Наложен строгий запрет лицам и организациям (фирмам)
приобретать более 10% акций одновременно в двух и более конкурирующих
компаниях, если это ослабляет конкуренцию. Недопустимы слияния компаний,
если они ограничивают конкуренцию или являются результатом несправедливой
деловой практики. Законодательство жестко регламентирует совмещение
должностей. Лица, занимающие руководящее положение в одной компании,
не имеют права работать в каком бы то ни было качестве в фирме-конкуренте.
Важная часть антимонопольного законодательства — ограничительные меры
в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на
отрасли, где объем производства превышает 30 млрд иен, а доля первых трех
производителей — 70%. Если в таких отраслях более двух фирм, включая по
меньшей мере одну из первых трех, в пределах трех месяцев подняли цену примерно
на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то
антимонопольный орган — комиссия по справедливым сделкам — вправе требовать
от них доклада о причинах такого повышения и при необходимости начинать
расследование.
Регламентации подлежит деятельность предпринимательских организаций.
Они не имеют права ограничивать конкуренцию, лимитировать число
входящих в них компаний и сфер их деятельности, принуждать к несправедливой
деловой практике. При этом законодательство предписывает целый ряд исключений.
Исключения в частности касаются действий так называемых естественных
монополий (прежде всего это электроэнергетика, газоснабжение, водоснабжение,
а также железные дороги и т. д.) в сферах, где предоставление
потребителю продукции и услуг на альтернативной основе невозможно и (или)
нерационально в силу специфики природных или технико-экономических условий.
Исключения предусмотрены на случай резкого ухудшения деловой
конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства
значительного числа фирм отрасли.
Антимонопольные ограничения не распространяются на межфирменное
взаимодействие, направленное на стимулирование научно-технического прогресса,
повышение эффективности производства и качества продукции. В этих
случаях компании могут распределять между собой технологии и производимую
продукцию, совместно использовать сырье, транспортные средства,
складские помещения. Однако запрещается ограничивать вход в подобные
объединения и выход из них, допускать монопольную ситуацию в производстве.
Как правило, координация действий компаний в целях преодоления кризисных
ситуаций и повышения эффективности осуществляется на основе специальных
временных законов о развитии отдельных отраслей или их групп.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с
рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего
воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные
субсидии. Используя эти рычаги, центр имеет возможность влиять на интенсивность
конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические
проявления в них. Главная черта нормативно-ориентирующего
регулирования конкуренции — стимулирование предпринимательской
активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и даже углубление
форм конкурентного взаимодействия между ними. Центр может, например,
развивать конкурсные начала в государственной контрактной системе,
навязывать лидирующим фирмам административное ценообразование,
применять налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных производств.
Особое значение имеет поддержка новых фирм. Например, в США существует
целая сеть такой поддержки, включающая финансовое, материально-
техническое, информационное, консультативное содействие вновь созданным
компаниям. Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых
отношений, центр выступает прежде всего как инструмент государственной
поддержки предпринимательства, содействующий — через активизацию
конкуренции — развитию цивилизованной рыночной экономики.
Во всех развитых странах есть специальные системы контроля за монополистической
деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы
специальные государственные органы: в США — это Федеральная торговая
комиссия, в ФРГ — Федеральное управление по делам картелей, в Великобритании
— Управление справедливой торговли, в Болгарии — Антимонопольная
комиссия, в Польше — Антимонопольный комитет и т. д.
Несмотря на весьма небольшой срок действия российского антимонопольного
законодательства, в его истории уже можно выделить несколько этапов.
Началом справедливо считается принятие в 1991 г. закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
». Закон определил основные положения государственной антимонопольной
политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления
хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих
товарных рынках, а также на устранение форм недобросовестной конкуренции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий